362

1 марта 2024 г. 14:47

Фестиваль

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВ: «ЕСЛИ ТЫ ЧТО-ТО ПРОИЗВОДИШЬ – ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ ОТДАЧУ»

Главным событием проекта #СУПРЕМSTORM_ночь является АРТ-БАТТЛ. Поединок между художником и холстом собрал многочисленных наблюдателей «невидимой» силы безудержного творческого полёта.

Василий ВАСИЛЬЕВ уже в четвёртый раз принимает участие в мультижанровом фестивале. Этот год стал для него победным – картина “УНОВИС Universum” покорила жюри и принесла удачу.

55 лет назад он пришёл в студию изучать искусство и до сих пор является куратором многочисленных выставок.

Мы успели задать художнику несколько вопросов после его триумфа.

— Нам тут подсказали, что картина рассчитана на изменения.
— Картина действительно рассчитана на изменение: она должна вся потрескаться, пойти кракелюрами. Там масло, понимаете, сверху водная краска и нитрокраска. Вот сейчас она высохла и начинает «ломать» полотно. В конце концов разорвёт его полностью.

— Это ведь не просто так? Есть метафоричность?
— Предполагаемые разорванные вещи для понимания, что всё в жизни не просто. Заявленная тема баттла в этом году — «ВСЕЛЕННАЯ ВНУТРИ МАЛЕВИЧ». Вселенная вообще имеет довольно большое значение. Это непонятное пространство. Невозможно узнать, сколько его можно захватить, чтобы обнять всю Вселенную.

Но дело в том, что Вселенная по-разному воспринималась во все времена. До Коперника это была одна Вселенная, в которой мы были центром. А потом центром мы не стали. Оказывается, теперь центр — Солнце. И человек стал не главой, а подчинением другим центробежным силам, вращается вокруг какого-то огненного шара со своей маленькой Землёй.

...В это же время возникает гуманизм, эгоцентризм: всё то, что противоречит науке. Человек становится главнее, чем всё остальное творение. Мы думаем: «Кто же мы такие? Куда же мы идём?».

Даже если мы откроем все тайны Вселенной, если докопаемся до мельчайших подробностей, я думаю, эти вопросы нас будут мучить вечно.

— Какая обстановка сейчас в современном искусстве?
— УНОВИС предполагали, что они выражают все человеческие эмоции. Я думаю, что это не совсем правда. Потому что слишком много человеческих эмоций для того, чтобы одно движение могло выразить всё.

Но в чём-то они были правы. Это правда художника, не жизни. Она сама по себе катится. Влево, вправо... А право художника — немножко управлять этой жизнью. Другое дело, кто согласится на это право? Кто его почувствует? И ещё вопрос, как человек воспринимает искусство? Доступно оно ему или нет? Вот тут уже дифференциация...

Белорусская культура очень молодая. Мы должны терпеливо ждать, покуда наши «зёрна» принесут плоды. Их ведь можно не тем «полить». Это очень тонкая вещь. Насколько мы будем людям доступны, понятны…

Умение адекватно воздействовать на окружение — непростой дар. И художник, и общество постепенно растут. Я ощущаю этот рост спинным мозгом. Надо помогать развиваться.

— Что думаете о #СупремStorm_ночь? Как впервые сюда попали, помните этот момент?
— А где, как не здесь, должен был родиться этот фестиваль?! Я довольно нахальный человек, куда я только не попадаю (смеётся).

— Как влияет ваша работа, ваша любовь к искусству на личные качества? Влияет ли вообще?
— Я привык к почёту, но надеюсь, что меня это не портит. Когда тебя награждают или возводят в какой-то ранг, ты ощущаешь, что не зря прожил некий отрезок жизни. Не зря использовал время так, что не только твоим знакомым, друзьям стало приятно, но и стало понятно другим людям. Если ты что-то производишь — должен получать отдачу.

В этом году я получил Национальную премию в области изобразительного искусства (номинация «ЖИВОПИСЬ»). А сколько до этого наград… Помню, как сейчас, в 1994 году на первом пленэре «МАЛЕВИЧ. УНОВИС. СОВРЕМЕННОСТЬ» я взял Гран-при. Хотелось бы чаще быть отмеченным высокими призами.

К сожалению, так сложилось, что мои работы не очень нравятся людям. Я не имею финансового успеха, заоблачных гонораров. Но я не обижаюсь. Для того, чтобы быть во времени, нужно очень многое. Я уже говорил, что нашему искусству мало лет, но и нашему зрителю тоже. И что, я буду на него обижаться? Зрителю нужно время, чтобы созреть. И не дай Бог, чтобы кто-нибудь это время у него отнял. Мне хочется мира и спокойствия, нормальной жизни.